Форма входа

Календарь

«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Новости

Поиск

Наш опрос

Як Ви оцінюєте прийняття рішення КСУ від 30.09.09 про допуск адвоката при допиті свідка?
Всего ответов: 150

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 19.03.2024, 05:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Адвокат Стоян Руслан Иванович (050) 46-231-46
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2010 » Июнь » 22 » А проект-то уже не проект, а НАСТОЯЩИЙ ЗАКОН!
13:09
А проект-то уже не проект, а НАСТОЯЩИЙ ЗАКОН!


О достоинствах и недостатках ставшего законом проекта № 6337. К чему готовиться налогоплательщикам?

16 июня 2010 года все-таки вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно налогообложения)" № 2275-VI, ранее обсуждаемый всеми как проект № 6337. Народ долго надеялся и лелеял мечту, что Президент не подпишет его и воспользуется своим правом вето. Однако, подержав всенародное напряжение, Глава государства определил судьбу проекта, сделав его настоящим Законом.

Напомним, что данным законом вносится ряд важных изменений в законодательные акты, регулирующие отношения в сфере подакцизных товаров, налогообложения предприятий; полномочия налоговой службы. Глядя на чрезмерную фискальную направленность Закона, в народе его "не приняли". Как говорится в объяснительной записке, целью Закона является обеспечение дополнительных поступлений в бюджет во имя избежания рисков, которые могут привести к срыву исполнения бюджетных назначений.

Рассматривая принятый Закон, можно предположить, что следствием внедрения положений Закона будет еще большая тенизация бизнеса и уход из бизнеса некоторых предприятий (либо путем банкротства, либо добровольно).

Говоря о позитивных моментах Закона, можно уверенно сказать, что их очень мало. Закон разрабатывался и принимался поспешно, некоторые положения не соответствуют базовым законам о налогообложении. Но все-таки они есть.

О достоинствах

Законом решен вопрос о регистрации мест хранения алкогольных напитков и табачных изделий субъектами хозяйствования, которые получили лицензию на розничную торговлю указанным товаром. Обратим внимание на то, что несколько месяцев назад этот вопрос был больным местом розничных торговцев: инспектора на местах обязывали регистрировать места розничной торговли как места хранения таких изделий на основании изменений, внесенных в Порядок ведения Единого госреестра мест хранения (они касались перечня документов, которые должны предоставляться розничными торговцами алкогольных напитков и табачных изделий).

С момента вступления Закона в силу (в этой части Закон начнет действовать по окончанию месячного срока после опубликования) субъекты розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями должны будут вносить в Единый реестр только те места хранения таких изделий, которые расположены в ином, нежели место осуществления торговли, месте. Кроме этого, Закон разрешил розничным торговцам алкогольных напитков и табачных изделий не получать дополнительной лицензии на торговлю сидром и пери (без добавления спирта).

Для освобождения алкогольной табачной продукции от акциза при экспорте теперь достаточно надлежаще оформленной ГТД об экспорте с отметкой таможни. Ждать поступления валютных средств на счет теперь не нужно. Такое нововведение хорошо и удобно, поскольку зачастую предприятия не могли воспользоваться льготой при отгрузке такой продукции на экспорт с отсрочкой платежа.

Столовые вина теперь можно будет продавать без РРО и КУРО, а Закон Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" теперь не распространяется на розничную торговлю таким винамист. 15-3 этого Закона запрет на продажу столовыми винами в определенных местах и определенным лицам - непонятно. вообще. Зачем надо было закреплять в

Граждане, работающие за границей, получили возможность въезжать в Украину на срок не более 60 дней в течении одного календарного года на собственном авто без уплаты налогов и пошлин при наличии страховки гражданской ответственности и документа о регистрации авто за рубежом на себя, при этом взяв на себя обязательство вывезти авто обратно.

На этом позитив "для народа" закончился. Так что перейдем к недостаткам.

О недостатках

Новые акцизные ставки должны применяться только с начала следующего бюджетного года

Во-первых, повышены акцизы.

В соответствии с Конституцией и законами, Верховная Рада Украины имеет право устанавливать и упразднять налоги и сборы (в том числе и определять их ставки). Как известно, акцизный сбор принадлежит к общегосударственным налогам. Поэтому повышение либо понижение ставок акцизного сбора - исключительная прерогатива нашего законодательного органа.

В то же время следует помнить о надлежащей процедуре. Иными словами, повышение либо понижение ставок налогов должно осуществляться в порядке, установленном законодательством. Так, ст. 1 Закона Украины "О системе налогообложения" говорит о том, что изменения к законам о налогообложении (в том числе в части увеличения ставок) должны вноситься не позднее 6 месяцев до начала нового бюджетного года и вступать в силу с начала нового бюджетного года. То есть, новые повышенные акцизные ставки должны применяться только с начала следующего бюджетного года - с 2011 (правило о 6 месяцах не касается понижения ставок).

Согласно же принятому Закону, касательно акцизов он начнет действовать с 1 числа третьего месяца со дня опубликования Закона (для алкоголя) и с 1 числа месяца, который следует за месяцем со дня его опубликования (для табака), с момента опубликования - для бензина и воды. Таким образом, мы можем констатировать нарушение со стороны законодателя.

Забавно, что в соответствии с Заключительными положениями Закона установленные принятым Законом ставки акцизного сбора на спирт, алкогольные напитки и табачные изделия не подлежат увеличению до 1 января 2012 года, кроме случаев, когда такое увеличение связано с индексацией (ст. 8-2 Закона об ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки и ст. 2 Закона об акцизных ставках на табачные изделия). Таким образом, законодатель обещает, что после этого повышения акциз повышать не будут аж до 1 января 2012 года. Однако, зная практику внесения изменений в законы, такое примечание вряд ли успокоит производителей продуктов и конечного потребителя.

Обратим внимание на то, что правительство за счет увеличения ставок акцизного сбора планирует дополнительно получить в бюджет 4,2 млрд грн. В свою очередь потребителю придется увеличить свои расходы: после вступления закона в силу цены на бензин повысятся ориентировочно на 60 копеек за литр, а сигареты подорожают в среднем на одну гривну. Пострадают также производители соков, минеральных вод и прочих безобидных напитков, поскольку, согласно Закону, на воду, входящую в состав напитков, сбор увеличиться в 7 раз!

Конечно, вследствие такого подорожания пить, курить и ездить на машинах от этого не перестанут, однако потребителям эти удовольствия станут обходиться дороже. Заодно вспомним и о прогнозах экспертов, согласно которым повышение акцизов в условиях финансового кризиса приведет тенизации экономики, упадку коньячной и винной промышленности, к возобновлению самогоноварения, выращиванию табака. Посмотрим, чьи прогнозы сбудутся.

Во-вторых, расширены полномочия налоговой инспекции.

Благодаря новому Закону налоговая инспекция получит право осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства (с целью контроля за соблюдением законодательства налогового). Так, если ГНИ получит информацию об уклонении плательщика от уплаты налогов, то она будет иметь право принять решение о проведении внеочередной выездной проверки такого плательщика, причем, без его предварительного уведомления.

Следует, правда, отметить, что, предоставляя подобное право, законодатель не удосужился каким-то образом согласовать эту норму с правилами, касающимися оснований и процедуры проведения такой проверки. Так, ст. 11-1 Закона о ГНС дает перечень оснований проведения внеплановых выездных проверок, среди которых нет оснований, обозначенных в новом Законе. Таким образом, согласно ст. 11-1 Закона о ГНС "трудовые" проверки могут проводиться только на основании решения суда, что противоречит п. 1-1 ст. 11 Закона, который предусматривает проведение внеплановой выездной проверки только на основании письменного решения налогового органа с подписью руководителя. Есть правда некоторые подозрения, что налоговая будет утверждать, что такая внеочередная проверка не является ни плановой, ни внеплановой, а внеочередной. Кроме этого, Закон никоим образом не ограничивает круг вопросов, проверяемых во время внеочередной проверки, поэтому плательщикам стоит быть начеку.

В новом Законе ничего не говорится о самой информации, на основании которой налоговый орган сделал заключение о том, что плательщик налогов уклоняется от уплаты налогов, сборов в ПФ и соцстрахи (которые вообще-то не являются налогами, а поэтому не налоговая это юрисдикция следить за их уплатой). Учитывая подобную неопределенность, любой плательщик должен быть готов к налоговой проверке в любое время.

Принятым Законом также увеличены сроки проведения налоговых проверок. Кроме этого, внедрено понятие приостановления срока проведения проверки, которое позволяет дополнительно продлить срок проверки.

В-третьих, введены дополнительные основания для аннулирования свидетельства плательщика НДС и ограничено право на бюджетное возмещение.

Закон выдвигает дополнительное условие для уменьшения налоговых обязательств следующего налогового периода.

Новым Законом внесены изменения в Закон о НДС, согласно которым появляются новые основания для аннулирования субъекта как плательщика НДС. Особую тревогу вызывает случай внесения в Единый реестр записи об отсутствии юр/физлица по его местонахождению. На практике нередки ситуации, когда лицо юридически зарегистрировано в одном месте, а фактически ведет деятельность в другом. Так вот, подобные непоседы рискуют тем, что их свидетельство плательщика НДС может быть аннулировано.

Досталось также и отрицательному значению НДС. Новые положения Закона явно дискриминируют отрицательное значение НДС, оставшееся после возмещения НДС. В 2010 г. эти суммы уменьшат налоговые обязательства в следующих налоговых периодах только в случае, если НДС по такому отрицательному значению будет оплачен поставщикам. Поэтому, если НДС-облигации ограничивают право плательщика на получения возмещения бюджетного возмещения путем получения денег на счет, то обсуждаемый Закон направлен на ухудшения положения плательщика налога, который рассчитывает на отрицательное значение НДС в следующих налоговых периодах. Этот Закон выдвигает дополнительное условие для уменьшения налоговых обязательств следующего налогового периода, усложняет его учет, а также лишает его оборотных средств.

В-четвертых, ограничена возможность зачета убытков по налогу на прибыль и восстановлены налоговые разницы.

Законом внедрена норма, которая ограничивает возможность отражения в налоговом учете убытков, которые возникли по состоянию на 1 января 2010 г. В текущем году предприятиям разрешается использовать только 20 % от суммы таких убытков. Оставшиеся 80 % обещают принять во внимание в 2011 году.

Кроме этого, Законом снова вводятся печально известные налоговые разницы. Радует лишь то, что в соответствии с новым Законом возможность внедрять бессмысленную и неэффективную идею придется не всем плательщикам, как раньше, а только избранным: тем, чей годовой доход превышает 100 млн. грн, и то только с 1 января 2011 года.


Иванна Погребняк, юрист юридической фирмы ILF
Источник материала: http://ligazakon.ua

Категория: Налоги, ПФ, бюджет | Просмотров: 793 | Добавил: combat1st | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегестрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024